Android-приложение для поиска дешевых авиабилетов: play.google.com
Главная -> Электродвигатель

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28 29 30 31

ГЛАВА ПЯТАЯ

ПОВЫШЕННЫЙ ИЗНОС И ПОВРЕЖДЕНИЕ ЧАСТЕЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

23. Повышенный износ подшипников качения

Повышенный износ шарико- и роликоподшипников является следствием ряда причин: дефектов подшипника, недоброкачественной сборки электродвигателя, плохого ухода в процессе эксплуатации.

Образование трещин, раковин и сколов обычно связано с наличием скрытых дефектов в материале подшипника, с неудовлетворительной термической обработкой деталей подшипника и в сравнительно редких случаях р неправильной посадкой подшипника на вал. Для сопряжения вал-внутреннее кольцо подшипника применяют умеренно плотные посадки второго класса: для машин до 100 кВт напряженную посадку, для машин свыше 100 кВт тугую посадку. Только при больших нагрузках, когда устанавливается срок слзгжбы подшипника 1000-2000 ч, следует применять прессовые посадки. Свободная посадка кольца на вал недопустима из-за опасности износа шейки вала при проскапьзьтании кольца. Перед посадкой на вал подшипник нагревается в масле до температуры 150°С. Посадка наружного кольца в подшипниковом щите должна допускать небольшие перемещения, слишком тугая посадка подшипника может привести к повреждению рабочей поверхности колец и шариков при сборке и к повышенному нагреванию подшипника. Для возможности удлинения вала при нагревании должны быть предусмотрены осевые зазоры между наружным кольцом подшипника и крышками (см. рис. 22). Отсутствие этих зазоров может быть причиной повышен -ного износа обоих подшипников. Признаком отсутствия необходимого осевого зазора являются износ боковой



поверхности качения подшипников и затрудненное вращение ротора в нагретом состоянии.

При богащой радиаганой нагрузке происходит повыщен-ный износ середины поверхности качения одного или обоих подщипников, в некоторых случаях наблюдается большой износ менее нагруженного подшипника вследствие вибрации вала электродвигателя. При большой осевой нагрузке происходит значительный износ боковых поверхностей качения наружного и внутреннего колец нагруженного подшипника.

Перекос подшипниковых шитов или подшипниковых крышек приводит к износу боковой поверхности качения на участке окружности наружного кольца с одной стороны и на другом участке окружности с противоположной стороны.

Проверка плотности прилегания шита к корпусу электродвигателя производится легкими ударами молотка по окружности подшипникового шита: в месте неплотной посадки звук от удара будет глухой низкого тона.

Для смазки подшипников качения употребляются консистентные смазки, густые при комнатной температуре. Смазка в подшипниках качения уменьшает трение скольжения между катящимися элементами и сепараторами, а также трение скольжения, связанное с деформацией шариков, роликов и колец. {В ненагруженном подшипнике при наличии смазки трение качения немного возрастает.) Кроме того, смазка предохраняет подшипник от коррозии, способствует отводу тепла от рабочих поверхностей и предохраняет подшипник от попадания пыли и влаги. Для того чтобы смазка выполняла все указанные функции, необходимо подбирать ее с учетом условий работы. Ос-соголин и консталин имеют пониженную влагостойкость и разлагаются под действием влаги с выделением жирных кислот, что может вызвать коррозию подшипников. В условиях повышенной влажности следует применять солидол, но у него пониженная температура перехода в жидкое состояние.

Пополнение смазки должно производиться по графику, при непрерывной круглосуточной работе один раз в 2-3 месяца, а при односменной работе один раз в 6 месяцев. Полная замена смазки и промывка подшипника обычно производятся при ремонте электродвигателя. Для добавления смаЗки в большинстве случаев приходится



снимать крышку подшипника и в этом спучае необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие попадание в подшипник грязи и особенно абразивной пыли и металлической стружки. Загрязнение смазки приводит к увеличению трения и, следовательно, к дополнительному нагреванию подшипника и к увеличению интенсивности его шума; при этом происходит ускоренный износ подшипника. Увеличение трения может привести к повреждению сепаратора и к проскальзыванию внутреннего кольца относительно шейки вала или наружного кольца относительно подшипникового щита. Значительное повреждение указанных частей приводит, как правило, к задеванию ротора за статор, поэтому при повышении температуры и интенсивности шума подшипника необходимо остановить электродвигатель, разобрать и осмотреть подшипник.

Для удержания смазки в подшипнике применяются уплотнения различных конструкций. В электродвигателях малой мощности отверстия в крышке подшипника исполняются конусными, зазор между валом и крышкой равен 0,4 мм со стороны подшипника и 0,2 мм с наружной стороны. В электродвигателях больших размеров в отверстии крышки делаются двери кольцевые проточки. Для лучшего уплотнения в эти проточки иногда закладывается набивка из пенькового (или асбестового) шнура или специальные войлочные кольца. Причинами вытекания смазки из подшипника являются: повышенная температура подшипника или несоответствующий сорт смазки для рабочей температуры подшипника, большое количество смазки, износ уплотнений. Если смазка вытекает, в жидком состоянии, то необходимо устранить причину повышенного нагревания подшипника или применить более тугоплавкую смазку. В случае выдавливания смазки при нормальной температуре подшипника следует заменить уплотняющую набивку и поставить прокладки из электро- картона или лакоткани между крышками подшипника и щитом.

24. Повышенный износ подшипников скольжения

Непосредственной причиной повышенного износа подшипника является увеличенная сила трения, вызванная недостатками изготовления или сборки электродвигателя, дефектами передачи, плохой смазкой. Увеличенная сила



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28 29 30 31



0.0135
Яндекс.Метрика