Android-приложение для поиска дешевых авиабилетов: play.google.com
Главная -> Расчеты зубчатых передач

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

Посадки с большим натягом (в скобках) - для кол ревфсивных передач.

Посадки шпонок регламентированы ГОСТ 23360-78 для призматических шпонок и СТ СЭВ 647-77 - для сегментных шпонок.

Поле допуска размера ширины призматической шпонки и размера толщины сегментной шпонки определено приведенньши стандартами h9. Призматическая шпонка должна сидеть в пазу вала с натягом. Поэтому поле допуска ширины шпоночного паза вала во всех случаях следует принимать Р9. Для сегментной шпонки поле допуска ширины шпоночного паза вала принимают N9. Поля допусков ширины шпо-ночйых пазов отверстий следует принимать:

при неподвижном соединении нереверсивной передачи Л9;

при неподвижном сдединении реверсивной передачи Р9;

при подвижном соединении для призматической шпонки D10.

§ 2. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Шлицевые соединения применяют в качестве неподвижных для постоянного соединения ступицы с валом, подвижных без нагрузки (например, для передвижения по валу колес в коробках передач) и подвижных под нагрузкой.



Рнс. 5.2

Наиболее распространены соединения прямобочными шлицами (рис. 5.2). В последнее время все более широкое применение находят эвольвентные шлицевые соединения (рис. 5.3), отличающиеся технологичностью и высокой нагрузочной способностью.

В соединениях с прямобочными шпицами соосное положение соединяемых деталей обеспечивается центрированием по одному из диаметров соединения - наружному D (рис. 5.2, о) или внутреннему d



(рис. 5.2, б). При твердости ступицы <НВ 350 (наиболее частый случай) центрирование осуществляют по наружному диаметру D. Необходимая точность сопрягаемых поверхностей в отверстии ступицы обеспечивается протягиванием, на валу - круглым шлифованием.



Рис. 5.3

Центрирование соединения по внутреннему диаметру d применяют при высокой твердости ступицы (>НВ 350). В этом случае центрирующие поверхности вала н ступицы шлифуют, что удорожает изготовление.

Стандарт СТ СЭВ 188-Ч% (см. табл. 18.20) предусматривает шли-цевЫё соединения трех серий: легкой, средней и тяжелой. Для одного и того же диаметра d с переходом от легкой к средней и тяжелой сериям возрастает диаметр D и увеличивается число зубьев, поэтому соединения средней и тяжелой серий отличаются повышенной нагрузочной способностью.

Центрирование в соединениях с эвольвентным профилем выполняется, как правило, по боковым поверхностям зубьев (рис. 5.3, б), реже по наружному диаметру D (рис. 5.3, а). За номинальный диаметр соединения принимают его наружный диаметр D, в зависимости от котооого и назначают размеры шлицевого соединения JfcM. табл. 18.21).

Шлицевые соединения выходят из строя вследствие повреждения рабочих поверхностей: износа, смятия, заедания. Для обеспечения необходимой работоспособности выполняют проверочный расчет [91.

Шлицевые соединения являются основным видом соединений, подвижных вдоль вала, а также неподвижных зубчатых колес коробок передач.

Посадки элементов шлицевых соединений регламентированы СТ СЭВ 187-76 для прямобочных шлицев и СТ СЭВ 254-76 для эволь-вентных шлицев.

Из числа полей допусков и посадок, приведенных в таблицах стандартов, рекомендуется применять посадки прямобочных шлицев по табл. 5.1 и эвольвентных - по табл. 5.2.



Таблийа

Центрирование

по поверхности

Подвижность соеяинення

Реверсивность передачи

Посадки поверхностей

центрирующих

иецент-рирую-щих

боковых

Неподвижное

Нереверсивная

mik&

ЯП/йШ

D9/e8

Реверсивная

Н7/п6

Подвижное

Нереверсивная

Н7/Р

D9/e8

Реверсивная

F8/lil

Подвижное

Нереверсивная

Я7 7

Я16/а11

D9/e8

Реверсивная

Я7/Л6

Я8 ,7

Таблица 5.2

Центрирова-

вве по поверхности

Посадка поверхностей

Подвижность соеданення

Реверсивность передачи

центрирующих

иецентрнрующах диаметров

Неподвижное

Нереве рснруемая Реверсируемая

m/h&

Я11/Л16

Подвижное

Нереверсируемая Реверсируемая

Н7/е6 Я7/А6

Неподвижное

Неренерсируемая Реверсируемая

7Я/7Я 7Я/9;

С...Я16УА12

Подвижное

Нереверсируемая Реверсируемая

9Я/8/ 9HJ9g

Й...Я12/Л16

§ 3. СОВДИВЕНИЯ С НАТЯГОМ

В последнее время для передачи момента с колена на вал все чаще применяют соединения с натягом.

При посадках с натягом создаются напряжения, распределенные по поверхности соединения по условной схеме, показанной на рис. 5.4. Окружная и радиальная силы, действующие со стороны колеса на вал, вызывают перераспределение напряжений (условная схема показана на рис. 5.5).

В цилиндрических косозубых, конических зубчатых и червячных передачах валы нагружены, кроме того, изгибающими моментами от осевых сил, действующих на радиусе колес. Эти моменты также ш-зывают перераспределение напряжений по схеме, показанной на рис. 5.6.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111



0.0268
Яндекс.Метрика