|
Главная -> Задачи 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [32] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 - Конечно, нет. И даже старые головоломки допускают улучшение, украшение и обобщение. Возьмите хотя бы магические квадраты. Они были изобретены в Индии до нашей эры и появились в Европе где-то около четырнадцатого века, когда им приписывались некоторые магические свойства, которые, боюсь, они уже утратили. Любой ребенок сумеет расположить числа от 1 до 9 в виде квадрата так, чтобы сумма по любому из восьми направлений равнялась 15; но обратите внимание, что совсем другая задача возникнет, если вы вместо чисел возьмете монеты. 67, Головоломка с монетами. Тут Профессор начертил клетки и положил в две из них крону и флорин, как показано на рисунке.
- Теперь, - продолжал он, - поместите наименьшие из имеющих хождение в Англии монет в семь пустых клеточек так, чтобы в каждом из трех столбцов, в каждой из трех строк и на каждой диагонали сумма рав- См. с. 8. нялась пятнадцати шиллингам. Разумеется, в каждой клетке должна находиться по крайней мере одна монета и ни в каких двух клетках нельзя помешать одинаковые суммы. - Но как монеты влияют на задачу? - спросил Григсби. - Это вы увидите, когда ее решите. - Я сначала решу ее с числами, а уж потом подставлю монеты, - сказал Хокхерст. Однако через пять минут он воскликнул: - Проклятие! Мне придется поместить 2 в угол. Можно ли передвинуть флорин с исходной позиции? - Разумеется, нет. - Тогда я сдаюсь. Но Григсби и я решили еше подумать над задачей, так что Профессор сообшил решение только Хокхерсту, а затем продолжил свою болтовню. 68. Головоломки с почтовыми марками. - Теперь вместо монет мы воспользуемся почтовыми марками. Возьмите десять почтовых марок, имеюших хождение в Англии, причем девять из них должны быть разными, а десятая должна повторять одну из первых девяти. Приклейте две из них в одной клетке и по одной в остальных клетках так, чтобы сумма по любому из прежних восьми направлений равнялась 9 пенсам. - Вот решение! - воскликнул Григсби после нескольких минут усердного царапанья на обратной стороне конверта. Профессор снисходительно улыбнулся: - Вы уверены, что марка в тринадцать с половиной пенсов находится в обрашении? - А разве нет? - Это вполне в духе Профессора, - вставил Хокхерст. - В жизни не встречал большего «трюкача». Никогда не знаешь, добрался ли до сути его головоломки. И только тебе покажется, что ты нашел решение, как он обескуражит тебя какой-нибудь мелочью, которую ты упустил из виду. - Когда вы решите эту головоломку, - сказал Профессор, - подумайте над другой, получше: наклейте английские марки так, чтобы сумма в каждых трех клетках на прямой была одинаковой, используя при этом столько марок, сколько вы пожелаете, лишь бы все они были разного достоинства. Это крепкий орешек. 69. Лягушки и бокалы. - Что вы думаете вот об этом? - Профессор достал из своих вместительных карманов гротескные и очень яркие фигурки лягушек, улиток, ящериц и других созданий японского производства. Пока мы их разглядывали, он попросил официанта принести 64 бокала. Расставив их на столе в виде квадрата, Профессор положил на бокалы восемь маленьких зеленых лягушек, как показано на рисунке. - Как видите, - сказал он, - эти бокалы образуют восемь горизонтальных и восемь вертикальных прямых, кроме того, здесь имеется двадцать шесть наклон- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [32] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 0.0077 |
|