Android-приложение для поиска дешевых авиабилетов: play.google.com
Главная -> Справочник по алгоритмам

0 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78

к массовым периферийным устройствам профессиональных ПЭВМ относятся накопители информации на вращающихся магнитных дисках. Они бывают двух типов: со сменными гибкими дисками и жесткими (Винчестерскими). В основном в ПЭВМ применяются диски малого диаметра (0 =133 мм). Запись блоком магнитных головок производится на одну или обе стороны диска, покрытого ферромагнитным материалом. На каждой стороне диска имеется несколько десятков дорожек записи, каждая из которых разбита на секторы. При записи и считывании информации пользователь задает в виде специальных кодов сторону диска, номер дорожки и номер сектора, переключение дорожек производится быстро. Емкость одного диска лежит в пределах от 0,2 до 50-е-100 Мбайт (большие цифры - для жестких дисков с диаметром 203 мм). Скорость обмена данными весьма высока - до 0,125 10 Мбайт/с, что является большим достоинством НМД по сравнению с накопителями на магнитной ленте. В последнее время наблюдается тенденция перехода к малогабаритным НМД с диаметрами дисков 76, 82,5, 85 мм и меньше.

Помимо накопителей информации на стандартных кассетах с магнитной лентой и магнитных дисках в некоторых ПЭВМ применяются специальные типы накопителей: на микрокассетах (уменьшенный вариант обычной кассеты), кассетах типа Catridge с бесконечным рулоном ленты, свернутой в кольцо, и на магнитных картах. Однако широкого распространения такие накопители не получили. В перспективе возможно оснащение ПЭВМ накопителями информации на оптических дисках с лазерной записью и считыванием.

Из другого периферийного оборудования следует отметить принтеры - устройства для печати алфавитно-цифровой, а иногда и графической информации. Принтеры подключаются к ПЭВМ через интерфейс (обычно с передачей информации в параллельном

коде). Скорость печати принтеров для ПЭВМ составляет от нескольких десятков до нескольких сотен знаков в секунду. Наиболее распространены мозаичные принтеры, обеспечиваю-шие точечную печать знаков с матрицей 5X7 элементов. Однако качество такой печати не считается достаточно высоким. Поэтому находят применение и принтеры, работающие по типу пишущей машинки. Высокое качество печати в сочетании с высокой скоростью имеют принтеры с шаровой печатающей головкой. У них знаки распределены по поверхности шара и нужный знак выбирается поворотом печатающей головки. Принтеры, разом печатающие целую строку, применяются в основном в больших ЭВМ.

Для высококачественного документирования графической информации применяются графопостроители. Имеются графопостроители с числом перьев до 6-12, обеспечивающие построение многоцветных графиков с высокой разрешающей способностью (до 0,1 мм и выше) и большой точностью задания координат (погрешность до 0,2-;-1 %). Скорость-построения графиков лежит в пределах от 2 до 50 см/с.

Преобразование координат точки (или точек графика) в цифровой код обеспечивают специальные планшеты. С этой целью применяются и устройства типа «мышь», содержащие поворотные датчики, реагирующие на перемещение «мыши» по гладк.ой поверхности. Погрешность преобразования для таких устройств составляет обычно доли процента.

Для связи ПЭВМ с внешними накопителями информации через телефонную сеть служат акустические модемы: специальные микрофоны и излучатели, работающие на высоких звуковых и ультразвуковых частотах. Акустические модемы могут применяться в виде отдельных блоков или встраиваться в корпус ПЭВМ. Тогда в акустическом модеме закрепляется трубка телефонного аппарата, что обеспечивает акустический контакт с ПЭВМ.



ГЛАВА 2

БЕЙСИК - ОСНОВНОЙ ЯЗЫК ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭВМ

§2.1. Алфавит и основные операторы языка бейсик

Назначение языка бейсик (BASIC). Наименование BASIC является сокращением английских слов «Beginner All-purpose - Symbolic Instruction Code», что в переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих». BASIC был задуман разработчиками как язык, доступный для усвоения студентами гуманитарных вузов. Однако простота грамматики и синтаксиса, его схожесть с фортраном привели к широкому распространению бейсика в практике математических и научно-технических расчетов.

Бейсик - язык интерпретирующий. Работа на бейсике организуется с помощью специальной программы-интерпретатора, которая записана в ПЗУ или загружается в ОЗУ с внешнего накопителя - магнитной ленты или диска. Эта программа переводит каждык-опе-ратор бейсик-программы на машинно-ориентированный язык конкретной ЭВМ.

Бейсик - язык высокого уровня. Многие версии бейсика имеют непринципиальные отличия в основных операторах. Поэтому возможен простой перевод программ с одной версии бейсика на другую. Однако не следует преуменьшать и различия между разными версиями. Так, простые версии бейсика имеют всего 30-40 операторов, тогда как у сложных их число достигает нескольких сотен. При переводе программ следует учитывать различия в записи отдельных операторов, в их наборе и правилах синтаксиса. Различия в версиях бейсика усугублялись использованием его для программирования наиболее массовых видов ЭВМ - ПЭВМ, число типов которых составляет многие тысячи.

Бейсик - язык дналоговый. Это означает, что программными средствами на бейсике можно организовать диалоговый режим работы ПЭВМ с пользователем. При этом ПЭВМ сообщает пользователю о том, какими возможностями она обладает, как ею пользоваться, в каком порядке должна выполняться данная конкретная программа и т. д. Диалог задается пользователем и в его программах.

Алфавит бейсика содержит 26 прописных латинских букв, цифры от О до 9, точку, запятую, кавычки, знаки арифметических операций (-+-, -, /, * (умножение) и 1 (возве-

дение в степень)), знаки отношения двух величин (>, <, =), скобки и другие специальные знаки. Версии бейсика для отечественных микроэвм имеют в алфавите и русские буквы.

Переменные бейсика делятся на 4 типа.

1. Простые переменные, обозначаемые латинскими буквами, например А, В, С, ..., X, Y, Z.

2. Простые переменные, обозначаемые латинскими буквами с одной цифрой после них, например А1, D2.....Z9.

3. Индексированные переменные одномерных массивов вида А (а), В (а).....Z (а), где

а - число, простая переменная или арифметическое выражение.

4. Индексированные переменные двумерных массивов вида А(а, р), В(а, Э), ... ..., Z (а, Э), где аир - числа, простые переменные или арифметические выражения.

Максимальные значения а и Э зависят от объема ОЗУ (обычно 256).

Примеры. Х(8) - переменная одномерного массива X с номером 8, Y(2,3) - переменная двумерного массива, стоящая в третьей строке и четвертом столбце (нумерация строк и столбцов начинается с 0), Z (I, J*K) - переменная двумерного массива, номер строки которой задается значением целой части переменной I, а номер столбца - значением целой части произведения J»K.

Числа могут вводиться в программу в качестве вещественных констант либо вводиться с пульта для задания числовых значений переменных. Числа задаются в естественном виде с разделительной точкой, а не запятой. Нуль перечеркивается наклонной чертой, что позволяет отличить его от буквы О Порядок числа указывается после буквы Е, например число 1,234 можно ввести в виде 1.234; .1234Е1; 123.4Е-2 и т. д. Перед мантиссой или порядком могут стоять знаки-f-и -, обычно знак -f- опускается. Например, число -0,000097 записывается в виде -0.000097; -.000097; -97Е-6; -9.7Е - 05 и т. д. Первый нуль -мантиссы обычно можно не вводить. Максимальный порядок чисел зависит от типа ЭВМ и лежит в пределах от 30 до 252.

Операторы бейсика - допустимые предписания, предназначенные для задания ЭВМ операций обработки информации. Операторы записьшаются в виде слов или предложений



большими латинскими буквами без пробелов в словах (у некоторых ПЭВМ пробелы игнорируются) . Существуют также служебные операторы (директивы), исполняемые сразу после их ввода с пульта (некоторые из них могут выполняться и по программе).

Программа на бейснке есть последовательность операторов, записанных по определеи-ны.м правилаи и обеспечивающих решение заданной задачи на ЭВМ. В бейсике операторы записываются построчно. В одной строке может быть один оператор или несколько, раз-.делеиных специальным знаком (двоеточием : или наклонной чертой \). Строки должны иметь последовательную нумерацию. Рекомендуется задавать номера строк с пропусками, например 5, 10, 15, 20 и т. д. или 10, 20, 30 и т. д. Это позволит при необходимости вставить между ними новые строки. Максимальный номер строки зависит от типа ПЭВМ.

Таблица 2.1 Символы арифметических операций бейсика

Символ

Пример

Операция.

Приоритет операции

Возведение в

Первый

степень

Умножение

Второй

Деление

Второй

A-I-B

Сложение

Третий

Вычитание

Третий

Символы арифметических операций бейсика даны в табл. 2.1. Там же отмечен приоритет операций, т. е. порядок их выполнения при вычислении арифметических выражений. Приоритет может быть изменен вводом скобок.

Операторы задания массивов DIM и СОМ.

Одномерные и двумерные массивы занимают в ОЗУ ЭВМ. определенную область памяти, обозначаемую как DIM или СОМ. Чтобы в эту область не попали другие данные, перед вводом и -использованнем массивов нужно зарезервировать для них место. Это делается с помощью операторов DIM и СОМ, после кото-

рых указываются переменная н скобки с указанием размеров массива. Так, полный оператор DIM А (9) резервирует в памяти место для одномерного массива А из 10 переменных от А(0) до А(9). Оператор DIM С(5, 6) резервирует место под двумерный массив С, содержащий шесть строк и семь столбцов (включая нулевые).

Для обозначения размерности массивов можно использовать арифметические выражения (причем их дробная часть отбрасывается), а также числовые значения переменных. Например, оператор DIM R (I*N, К) резервирует область памяти DIM под двумерный массив R с максимальным номером строки, равным целой части произведения I*N и максимальным номером столбца, равным целой части числового значения переменной К.

Операторы выполнения математических функций на бейсике приведены в табл. 2.2. Аргумент функции должен заключаться в скобки. Им .могут быть числа, переменные и арифметические выражения, например:

SIN (30) - синус угла в 30 градусов,

SIN(Z) -синус угла, заданного аргументом в виде числового значения переменной Z,

ЕХР (SQR (2)) - значение числа е-= = exp-v.

Аргумент и значение функций не должны выходить за пределы определения фун"кции и за пределы разрядной сетки ЭВМ, иначе будет индицироваться ошибка. Вычисление функции имеет приоритет перед арифметическими операциями.

Исполняемые по программе основные операторы версии бейсика для микроЭВМ Электроника-60, Электроника-ДЗ-28 даны в табл. 2.3. Рассмотрим их более детально.

Оператор LET (от слова letter - буква) служит для присвоения буквенным переменным, указанным слева от знака равенства, числового значения константы, переменной или арифметического выражения, записанных справа от знака равенства.

Оператор DATA (от слова data - данные) служит для ввода в память ЭВМ определенной последовательности чисел. Они даются списком с разделительными запятыми.

Т а б л и ца 2.2

Операторы вычисления математических функций версии бейсика микроЭВМ Электроннка-60

Запись

Запись

Наименование

Запись

Запись

Наименование

оператора

функции

функции

оператора

функции

функции

.SIN(X)

sin X

Сннус X

RND {X)

rnd лг

Генерация случайных

COS(X)

cos X

Косинус X

чисел со значением от 0

ATN(X)

arctg X

Арктангенс X

ДО 1

SQR(X)

Корень квадратный

SGN(X)

sign X

Сигнум-функция ( -1- 1

из X

при .v> 0, 0 при х - 0

EXP(X)

e = exp X

Экспонент? X

и - 1 при л;<0)

LOG.(X)

Натуральный лога-

FNa(X)

-

Функция, заданная

рифм X

пользователем

ABS(X)

abs X

Абсолютное значе-

EXF(X)

Внешняя функция

ние X

INT(X)

int X

Целая часть X



0 1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78



0.0137
Яндекс.Метрика