|
Главная -> Справочник по алгоритмам
0 1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Оператор | Описание | Примеры | FIELD | Зарезервировать память для буфера | FIELD #3,20, ASA а | | файла прямого допуска | | FOR...ТС..NEXT... | Создать цикл ... | FOR 1 = 1 ТО 5 STEP. 5 | STEP | | | | | NEXT I | | Прочесть данные на диске файла | GET. #2,4 | GOSUB | Выполнить подпрограмму | GOSUB SOO | GOTO | Выполнить безусловный переход по ука- | GOTO 1000 | | занному номеру, строки | | IF...THEN...ELSE | Выполнить оператор, если указанное вы- | IF A> В THEN 250 | | ражение истинно; если ложно - выпол- | ELSE PRINT "END" | | нить второй оператор | | INPUT | 1. Ввести данные с терминала | INPUT A, B, С | | 2. Прочесть данные из последователь- | INPUT #1, AD. BD | | ного файла | | | Присвоить значение переменной | LET X=100 | LINE INPUT | Ввести целую строку из последователь- | LINE INPUT A a | | ного файла | | LSET | Выровнять указанные строки по левому | LSET A a =B a | | краю | | ON ERROR | Перейти к строке с заданным номером. | ON ERROR GOTO 900 | | если появилась ошибка | | ON GOTO | Перейти к строке с номером, заданным | ON X GOTO 10, 50, 80 | | значением выражения X | | ON GOSUB | Перейти к подпрограмме, номер первой | ON X GOSUB 100, 200, 500 | | строки которой задается значением вы- | | | ражения X | | OPEN | Создать файлы последовательного или | OPEN "R", #3. | | прямого доступа | "Fl: PERSON" | OPTION BASE | Присвоить начальные значения элемен- | OPTION BASE 0 | | там всех массивов (0 или 1) | | | Записать указанное целое число в устрой- | OUT OOFO, 12 | | ство ввода-вывода | | POKE | Записать байт в указанное место памяти | POKE 0A077, 12 | PRINT | I. Вывести значения переменных на тер- | PRINT A, B, С | | минал | | | 2. Завести данные в последовательный | PRINT #4, AO. В a | | файл на диске | | PRINT USING | Представить текст в соответствии с дан- | PRINT USING "O a | | ным форматом | *#.##; 17.45; 24.67 | | Занести данные в файл прямого доступа | PUT #3; AD, В П, CD | | на диске | | RANDOMIZE | Инициализировать генератор случайных | RANDOMIZE | | чисел | | READ | Присвоить значения переменным про- | READ A, Kl, L, Z | | граммы из списка оператора DATA | | | Напечатать комментарий в тексте про- | 10 REM START | | граммы | | RESTORE | Установить заново указатель для чтения | RESTORE | | данных из оператора DATA | | RESUME | Возобновить выполнение программы по- | RESUME • | | сле обнаружения ошибки | | RETURN | Возвратить управление оператору, сле- | RETURN | | дующему за последним GOSUB | | RSET | Выровнять указанные строки по правому | RSETLn=MKa | | краю | | STOP | Остановить выполнение программы | STOP | SWAP | Провести обмен значениями для двух | SWAP Л1 a, В2П | | переменных одинакового типа | | WAIT | Остановить выполнение программы до | WAIT 1, 04H, OAH | | тех пор, пока при сравнении не получит- | | | ся значение «Истинно» | | | Определить число символов в указанной | LEN (Xa) | | строке |
Оператор | Описание | Примеры | | Определить текущий номер записи в фай- | LOC (#Х) | | ле прямого доступа X или количество | | | прочитанных или записанных секторов | | | в последовательном файле X | | | Вычислить число записей в файле прямо- | LOF(X) | | го доступа или число секторов с данными | | | в последовательном файле X | | | Вычислить натуральный логарифм от X | LOG(X) | | Указать J литер, начиная с 1-й, | МШП (АП, I, J) | | в строке АП | | МК1П | Преобразовать 2-байтную строку в целое | MKin (АП) | | значение | | MKSn | Преобразовать 4-байтную строку в зна- | MKSn (АП) | чение с плавающей точкой с обычной | | | точностью | | мкоп | Преобразовать 8-байтную строку АП | MKDD (АП) | | в значение с плавающей точкой с двой- | | | ной точностью | | остп | Преобразовать систему восьмеричных | ОСТП (X) | | цифр в эквивалент десятичного аргу- | | | мента | | РЕЕК | Указать отдельный байт памяти по | РЕЕК(Х) | | адресу X | | | Указать позицию курсора после послед- | POS (DUMMY ARGUMENT) | | него PRINT | | RIGHT | Вывести I % правых литер в строке | RIGHT (ХП, 1 %) | | Выдать случайное число обычной точно- | | | сти со значением между 0 и 1 | | | Указать знак X | SGN(X) | SIN | Вычислить синус | SIN(X) | SPACED | Вывести 1% пробелов | SPACEH (X) | | Указать строку Х% пробелов | SPC(X%) | | Вычислить корень квадратный из X | SQR(X) | STRD | Преобразовать строку десятичных цифр | STRH (X) | | в десятичный аргумент X | | STRINCn | Вывести первую литеру строки АП, | STRINGH (Y%, АП) | | повторенную У% раз | | | Начать вывод с позиции X дисплея нли | TAB(X) | | принтера | | | Вычислить тангенс X | TAN(X) | | Обратиться к подпрограмме пользова- | AX = USR I2(A1, A2) | | теля от 0 до 24 | | | Преобразовать числовое значение ХП | VAL (XO) | | аргумента | | VARPTR | Указать адрес-памяти X | VARPTR (X) |
Та блицav2.10 Функции языка 6ейсик-80 Функция | Описание | Примеры | | Выдать абсолютное значение X | ABS(X) | | Выдать код КОИ8 для первой литеры указанной строки | ASC(An) | | Вычислить арктангенс (в радианах) X | ATN(X) . | CDBL | Вывести значение X с удвоенной точностью с плавающей | CDBL(X) | | запятой | | CHRH | Вывести литеру, соответствующую коду КОИ8 | CHRD (X) | CI NT | Округлить X до целого числа | CINT(X) | | Вычислить косинус (в радианах) X | COS(X) |
Функция Описание Примеры CSNG CVI CVS DSKF ERR EXP FIX FRE НЕХП INSTRD INT LEFTD Вывести значение X с обычной точностью с плавающей точкой Преобразовать 8-символьную строку в число с двойной точностью Преобразовать 2-символьную строку в целое число Преобразовать 4-символьную строку в число с обычной точностью Указать число свободных 128-байтных блоков на указанном диске Выдать указание (да - 1, нет - 0) о том, достигнут ли конец файла при чтении последовательного файла данных Указать номер строки, в которой произошла последняя ошибка Указать код последней ошибки Вычислить значение е Вычислить усеченное целое значение X Определить число байт, оставшихся в памяти, при задании фиктивного аргумента X или ХП Представить целочисленный аргумент Х% (от -32768 до 32767) в 16-ричном виде Вывести значение байта из устройства ввода-вывода, указанного выражением в скобках Указать позицию, заданную ХП, в строке YD Вычислить наибольшее целое значение, меньшее или равное значению (X) Вывести X литер строки АП.начнная с ее левого конца CSNG(X) CVD(X#) CVI(X%) CVS(X!) DSKF(l) A = EOF(#X) ERR EXP(X) FIX(X) FRE(X) НЕХП (X%) INP(X) INSTRD (ХП, YD) INT(X) LEFT (АП, X) Примеры ввода констант: -1.414! (число-1,414); 5.26Е -12 (число 5,26-10"). Константы с плавающей точкой с двойной точностью определяются суффиксом ф или буквой D. Диапазон значений чисел при этом расширяется от ±2.2Е -308 до ±1.7Е + 308. Примеры ввода констант с двойной точностью: -1.2345678912D 15 (число -1,2345678912-10); -12,3# (число -12,3). Арифметические переменные бывают трех типов: целые,- с плавающей точкой с обычной точностью и с двойной точностью. Они представляют значения чисел, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Арифметические переменные языка бейсик-80 могут изобрвжаться одной или двумя буквами, за которыми может следовать определяющий их тип суффикс. Первый элемент обозначения переменных обязательно должен быть буквой, второй - любым алфавитно-цифровым знаком. Если имя переменной содержит более чем две литеры (кроме суффикса, определяющего тип), остальные литеры имени переменной игнорируются. До присвоения переменным численного значения оно задается равным нулю. Директивы NEW, RUN, CLEAR, LOAD и MERGE обнуляют все переменные. С помощью операторов DEFINT, DEFSNG или DEFDBL можно определить ряд имен для обозначения арифметических переменных указанных типов. Группы переменных, которые начинаются с определенных букв, могут быть заданы с помощью этих операторов в следующем виде; DEFXXX М [N]. где N - любая буква от А до Z, М - любая буква от N до Z. При этом все они задаются как переменные одного типа. По умолчанию все переменные имеют представление с обычной точностью. Если какие-то переменные должны быть иного типа, их следует определить в начале программы. Определители имеют вид знаков: % для целочисленных переменных, ! для переменных с обычной точностью и Ф для переменных с двойной точностью. Строчные или символьные константы представляют собой группу знаков, заключенных в кавычки, например: ."NEWTON METHOD" или "Р1 = 3.14159". Внутри этих переменных нельзя использовать кавычки. Число знаков (длина строки) может доходить до 255. Строчные переменные - переменные, принимающие по ходу выполнения программы символьные . значения. Имя строчной переменной задается одним или двумя знаками: первый обязательно буква, второй - любой. После них следует снмволП, опредепяю-щий символьную переменную. Например, переменная АШ NEWTON METHOD имеет имя АШ и значение символа NEWTON METHOD. Преобразование данных из одного типа в другой в бейсике-80 обеспечивается с по-
0 1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
0.015
|