|
Главная -> Механические вариаторы скорости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Силы трения Ff. и F, создаваемые нормальными давлениями и Л в точках сит. передают крутящий момент от вала зубчатому колесу в период рассматриваемого рабочего хода. Вращение вала 1 против стрелки соответствует холостому ходу; сухарь 6 при этом отклоняется в сторону увеличения угла ср, а пружина 4 подтягивает зажим 5 в исходное положение. Пружины 4 прикреплены к шпильке 3, ввернутой в тело вала 1. Число механизмов, вмонтированных в зубчатое колесо, обычно не менее трех. Определение основных размеров муфты свободного хода с роликами При проектировании муфты весьма важным является вопрос выбора оптимального угла ср (рис. 116), при котором удовлетворялись бы следующие условия: 1) безотказное самозаклинивание Рис. 116. Схемы сил, действующих на ролик муфты свободного хода: а - период перекатывания ролика; б - начальный период заклинивания; в - период заклиненного состояния. ролика 3 между выемкой звездочки / и внутренней поверхностью барабана 2; 2) нормальные условия работы ролика в заклиненном состоянии; 3) свободное саморасклинивание ролика в момент переключения на холостой ход. Процесс самозаклинивания ролика можно разделить на три периода: закатывание ролика, заклинивание, заклиненное состояние. Первые два периода происходят в очень короткий промежуток времени, почти мгновенно, последний - соответствует периоду рабочего хода муфты, который не ограничен во времени. Изложенное рассмотрим на схемах, изображенных на рис. 116. В начальный момент перекатывания ролика силы, приложенные к нему, образуют момент пары сил, способствующих перекатыванию ролика в сторону вершины угла ср (рис. 116,а). В последний период перекатывания ролика, соответствующий началу заклинивания, направление силы трения NJ, приложенной к ролику в точке 0 меняет свой знак, так как силы, приложенные к ролику, стремятся вытолкнуть его в более широкую часть угла ср. Очевидно, если ролик удерживается между плоскостями и не вы- талкивается в тот период, когда сила трения NJ, меняя бвой знак, обращается в нуль (рис. И6,б), то в последующий период он тем более будет надежно удерживаться в заклиненном состоянии под действием однозначных сил трения NJ и NJ, направленных к вершине угла ср (рис. 116,е). На рис. 117 показаны силы, приложенные к ролику в период его перекатывания перед заклиниванием. Проектируя равнодействующие Si и нормальных давлений и сил трения на ось х, а затем на ось у, получаем: Sicos?i-S2cos(cp-P2)=0; (5.10) Sisinp,+S2sin(cp-?2)=0. (5.11) Подставляя значение Sj из (5.10) в (5.11), после преобразований получаем ?1 = ?2-? = Р2 -?1. (5.12) (5.13) где tg р2=/2 - коэффициент трения скольжения в зоне контакта ролика с барабаном; tg Pi = fi - коэффициент тре- Рис. 117. Схемы сил, действующих на ролик муфты свободного хода в период перекатывания ролика. НИЯ скольжения в зоне контакта родика со звездочкой. Из изложенного можно записать: а) условие перекатывания ролика ?2 Ф Pi! б) условие самозаклинивания при Afj = О в) условие заклиненного состояния ?<Р2+ Pi- (5.14) (5.15) (5.16) Сопоставляя полученные результаты, заключаем, что при выборе угла ср следует пользоваться неравенством (5.15). С учетом сопротивлений, возникающих от трения качения [21], формула (5.15) имеет вид ?<Р2-Ф. (5-17) где ф -угол трения качения. Для муфт, детали которых изготовлены из закаленной стали с твердостью Я/?С = 62 - 63, максимальный коэффициент трения скольжения [13], [28] можно принять равным f = 0,132-ьО, 15, угол, удовлетворяющий условию самозаклинивания ролика при этом, 9 Сб°57-ь7°57. При различных по величине коэффициентах трения скольжения и /2 следует определить ср для меньшего из них и полученный результат, с изменением в сторону уменьшения, назначить для проектирования муфты, то есть 90 = J, (5.18) где р - коэффициент надежности, который рекомендуется принимать равным от .1,3 до 1 2. Угол сра в зависимости от / можно определить по графику (рис. 118), который построен в соответствии с формулой (5.15). Назначая угол <f>g, следует учитывать, что при больших его значениях может прои.зойти пробуксовка роликов по сопряженной поверхности барабана, а при малых сра возможно чрезмерное заклинивание роликов, которое препятствует автоматическому выключению муфты и не исключает возможности быстрого разрушения роликов и сопряженных с ними поверхностей. Назначенный угол при проектировании муфты является исходным параметром для определения расстояния а от центра муфты до плоскости выемки звездочки / (см. рис. 117). При этом диаметром муфты D и диаметром ролика d следует задаться. Из рис. 117 видно, что Q04 аое 0,12 ол 0,20 / Рис. 118. Номограмма для определения угла в зависимости от коэффициента трения скольжения /. COS <ра = 2а+ d D~d Решая (5.19) относительно а, имеем а = у [D cos сра - d (1 -f cos fa)]. (5.19) (5.20) Длину ролика / следует назначить конструктивно, пользуясь соотношением оуп.а i-1,5. Проверка на прочность основных элементов муфты Детали муфты 1 и 2 (рис 117) следует проверить на напряжение сжатия по формуле Герца-Беляева [13], [21]. Напряжение в зоне контакта звездочки / с роликом 3 а,макс = 0,59]/==[а]сж. (5.21) Напряжение в зоне контакта детали 2 с роликом: «2 макс = 0,59 У (Y-i) < Исж. (5.22) / и d - размеры ролика в см; El и £2 = 2 10 - модуль упругости материала деталей / и 2 в кг/см; [з]сж - допустимые напряжения сжатия в кг/сж, которые можно принять для стали ШХ15 до 5000 кг/см; Л, и iVj - соответственно нормальные давления в кг в зоне контакта ролика с деталями } я2, которые определяются в зависимости от крутящего момента Мкр, передаваемого муфтой. Условие, необходимое для передачи движения муфтой. (5.23) Z - число роликов, расположенных по окружности; D - диаметр барабана в см; 2~2-сила трения между роликом и барабаном в кг; срг - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между роликами и зависящий от класса точности, по которому изготовлена муфта (т. 0,75). Решая уравнение (5.23) относительно Л2, имеем N = - (5.24) И в соответствии с фор.мулой (5.10) при fj =/2 получим A/i = iV2(cosT3 + f2Sincpa). (5.25) Прочность ролика обычно не проверяется, так как он находится в более благоприятных условиях (в смысле распределения напряжений). Толщина стенки барабана 5 (рис. 117), принятая конструктивно, может быть проверена на прочность по напряжениям, возни- 11 171 кающим при изгибе от радиальных сил, приложенных в зоне контакта с роликом, по формуле 30 Лр (Р, + D) гк (5.26) где Мкр - крутящий момент, передаваемый муфтой, в кг-см; В - ширина барабана в см; е - коэффициент, зависящий от числа z роликов. 180= (5.27) при г = 3 s= 0,06 и при г = 5 е = 0,02 коэффициент, зависящий от размеров наружного Dj и внутреннего D диаметров барабана и определяемый по табл. 18. Таблица 18 SiiaMeniie ко,эффпц11ента к
Максимальное число роликов муфты по условиям возможного соседства (рис. 119) определяется так: гмакс = ~ , (5.28) а = т + 6. (5.29) В соответствии с рис. 119 имеем cos I = ; sin 6 = Рис. 119. Схема условия соседства роликов. S = т--2-• sm <ра. Подставляя значение 5 в формулу для sin 6, получаем 2m--(D~d) sin фа sine = Размерами т и следует задаться, размер а определяется по формуле (5.20). 4. ВАРИАТОР КАРПИНА На ведомам валу 19 вариатора (рис. 120) у(тановлено две муфты свободного хода с заклиниванием роликов при вращении ведущей части 10 муфты по часовой стрелке. Ведущие части 10 муфты с прикрепленными к ним рычагами 8 и 20 установлены на валу 19 свободно; ведомая часть муфты - барабан 9 для обеих муфт является общей и с валом 19 соединена жестко. , Рычаги 8 VI 20 с консольно закрепленными на них роликами 7 получают ко,тебательное движение от ведущего вала 3, на котором установлено два кулачка 4 с относительным смещением по фазе на угол 180°. Углы периода подъема профилей кулачков 4 больше углов периода опускания примерно на 20 - 30°, поэтому начало подъема одного из рычагов происходит не в момент начала опускания второго, а несколько раньше. График скорости вращения ведомого вала при этом получается с некоторым перекрытием нулевой скорости (рис. 121). Постоянный контакт между роликами рычагов и кулачками осуществляется работающими на растяжение пружинами 12 (см. рис. 120). Регулирование скорости ведо.мого вала осуществляется изменением межцентрового расстояния между ведущим валом 3 и ведомым 19 посредством вращения винта /, соединенного с траверсой 17 посредство.м гайки 2. К траверсе прикреплены корпуса 18 и 16 подшипников вала 3. Корпус подшипника представляет собой призматической формы ползун, перемещающийся в направляющих картера вариатора с фиксацией его зажимными болтами после настройки на заданную скорость. Механизм настройки вариатора состоит из двух пар зубчатых колес, ведущее из которых 15 имеет число зубьев и соединено с винтом / жестко, ведомое 14 соединено неподвижно с циферблатом 13, установ.яено на винт свободно и имеет число зубьев 24 = 2j - 1. Промежуточные зубчатые колеса 5 и 5 с одинаковым числом зубьев соединены между собой шпонкой и вращаются на одной общей оси. Стре,дка механизма настройки прикреплена к винту /. При вращении винта / происходит одновременно вращение стрелки и циферблата с относительным их перемещением вследствие разности чисел зубьев 2j на ведущем и 2 на ведомом колесах. Передаточное число механизма t = £i = Z4 Zi Число оборотов циферблата и винта п, в относительном движении связаны зависимостью: Пи = «в г,-1 (5.30) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 0.0085 |
|