Доставка цветов в Севастополе: SevCvety.ru
Главная Самолеты


Самолёты, Бомбардировщики, Туполев Ту-4




К моменту готовности собственной атомной бомбы Советский Союз располагал только одним типом тяжелого бомбардировщика — Ту-4, история создания которого довольно необычна.


Вторая Мировая война показала, что дальний высотный стратегический бомбардировщик нужен нашей стране, что сомнения и колебания в предвоенные годы относительно такого типа самолета, воплощенного тогда в ТБ-7 (Пе-8), были лишь временным явлением и жизнь опровергла их.


Поэтому уже в начале 1945 года ОКБ А.Н. Туполева получило задание на проектирование такого четырехмоторного бомбардировщика. По реестру ОКБ это был проект "64".


В середине 1945 года было начато проектирование, выполнены все расчеты и продувки моделей в ЦАГИ. Эскизный проект был представлен руководству ВВС и авиапромышленности. Но обстоятельства вскоре привели к свертыванию работ по этой машине. Дело в том, что в течение 1944 года на территории Советского Приморья в разное время совершили вынужденные посадки экипажи четырех американских B-29, участвовавших в налетах на Японию. Личный состав вернулся в Америку, а самолеты остались. После завершения войны в Европе о них вспомнили.


Л. Берия, отвечавший за реализацию ядерной программы СССР, доложил И. Сталину, что есть возможность хорошо изучить американские бомбовозы и на их основе создать свой. Сталин, питавший к боевой авиации особую любовь, дал указание поручить все работы А.Н. Туполеву и в кратчайшие сроки скопировать B-29. Такой подход позволял быстро организовать серийный выпуск нового самолета. 6 июня 1945 года состоялось решение Государственного Комитета Обороны о постройке четырехмоторного бомбардировщика Б-4. С Дальнего Востока в Москву перегнали три В-29. Вскоре в ОКБ Туполева начали изучать выделенного для них <американца>. Ведущим конструктором по этой машине назначили Д.С. Маркова.


Ту-4 (такое обозначение Б-4 получил осенью 1947 года), созданный по типу B-29 и переданный в серийное производство в конце 1946 года, по конструкторскому решению, новизне примененных материалов и бортового оборудования произвел настоящую революцию в технологиях авиационной и смежных отраслях промышленности.


Естественно, механически скопировать чужой самолет просто не возможно. Для этого надо, как минимум, обладать одинаковыми технологиями и оборудованием. До 90 % материалов, использованных при постройке самолета, до этого промышленностью Советского Союза не выпускалось. Поэтому, советским конструкторам и технологам пришлось идти своим путем. Однако, планер и подавляющее число систем самолета были заимствованы практически без изменений.


Ту-4 — цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Конструктивно фюзеляж делился на пять разъемных частей. В его центральной части располагались два бомбоотсека с открывающимися створками. Все три кабины экипажа были герметизированы. Для перехода из передней кабины в среднюю имелся специальный лаз. Самолет оборудовался трехколесным шасси с носовым колесом.


Силовая установка самолета состояла из четырех поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ-73ТК, разработанных в ОКБ-19 А.Д. Швецова, и снабженных для полета на больших высотах двумя турбокомпрессорами каждый. На двигателях устанавливались четерехлопостные винты изменяемого в полете шага.


Крыло большого удлинения, кессонное. В нем помещалось 22 мягких топливных бака с общим запасом бензина 20180 л. В случае необходимости выполнить длительный полет с меньшей бомбовой нагрузкой в переднем бомбоотсеке можно было подвесить три дополнительных бака с общим запасом бензина в 5300 кг. Каждый мотор обслуживался собственными топливной и масло системами. На самолете устанавливалось разнообразное радиосвязное, навигационное и радиолокационное оборудование, в том числе и панорамный радиолокатор с выдвижной антенной. Прицеливание можно было осуществлять как с помощью этого локатора, так и с помощью оптического прицела. Для контроля бомбометания имелись несколько фэрофотоаппаратов.


Оборонительное вооружение самолета составляли 10 пушек Б-20Э или НС-23 в пяти башнях с дистанционным управлением. Причем всеми огневыми установками мог управлять один человек с любого места. Нормальный запас бомб составлял 6000 кг. Бомбардировщики-носители ядерного оружия (модификация Ту-4А) имели возможность брать по одной атомной бомбе. На этих машинах устанавливалась биологическая защита.


Дальность полета Ту-4 достигала 5100 км, а скорость на высоте 10000 м — 558 км/ч. Эти показатели у советского бомбардировщика были несколько хуже чем у B-29.


Внедрение в производство Ту-4 шло энергично и без задержек, чему в немалой степени способствовало внимание, уделяемое самим Сталиным. 19 мая 1947 года экипаж летчика Н. Рыбко совершил первый полет на первом серийном самолете. В августе этого же года три Б-4 приняли участие в воздушном параде, состоявшемся по случаю дня авиации Первые 20 машин применялись для всесторонних Государственных испытаний, длившихся почти два года, что позволило изжить выявленные дефекты. В этой работе приняли участие и летчики ВВС. 18 сентября 1947 в очередном полете на третьем серийном самолете возник пожар двигателя. Командир корабля А. Васильченко и бортинженер Н. Филизон, несмотря на отрыв двигателя, сумели посадить горящую машину в поле и потушить огонь. Самолет сильно обгорел и его решили не восстанавливать. В октябре во время перелета самолета №13 из Казани в Москву произошло возгорание сразу трех моторов. Экипаж смог совершить вынужденную посадку, но два члена экипажа погибли. Пока шли Государственные испытания, на казанском авиазаводе было развернуто полномасштабное серийное производство. К выпуску Ту-4 с 1947 года подключили и завод в Куйбышеве. К середине 1949 года было построено и испытано большое количество бомбардировщиков, но в строевые части ВВС их не поставляли, так как не был утвержден акт Госиспытаний. Его просто не давали на утверждение. Сказалась боязнь руководства авиапромышленности попасть под репрессии, так как уложиться в отведенные Сталиным сроки не удалось. И тем не менее в начале осени 1949 года этот вопрос был решен положительно.


Бомбардировщики Ту-4 выпускались в нескольких модификациях, отличавшихся оборудованием и стрелковым вооружением, и эксплуатировались в полках дальней авиации ВВС Советского Союза до конца 50-х годов. Серийное производство продолжалось до 1952 года. Всего было построено 847 самолетов. Ту-4А привлекались для проведения испытаний атомного оружия. Так в 1954 году один из экипажей выполнил сброс ядерной бомбы в ходе проведения учений под Тоцком. Некоторое количество бомбардировщиков этого типа во второй половине 50-х годов поставили Китаю.


Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел11
Размах крыла, м40.05
Длина, м30.18
Площадь крыла, м2161.7
Масса пустого самолёта, кг32270
Масса нормальная взлётная, кг47500
Масса максимальная взлётная, кг66000
Максимальная скорость, км/ч558
Практическая дальность, км5100
Практический потолок, м11200
Длина разбега без форсажа, м960
Длина пробега с торм. парашютом, м1070


Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДАШ-73ТК42000


Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметУБ12.710 
2ПушкаБ-20Э 2010 
3ПушкаНС-23235 


Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1БомбыФАБ-1000100066000
2БомбыФАБ-1000100088000


Классификаторы
Базовое применениеБомбардировщик
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ крыле
Период1945-1964
ВыпускСерийный
Произведено847


Дополнительная информация
КонструкторТуполев А. Н.
КБКБ Туполева
Индекс КББ-4
Индекс ВСТу-4
Начало разработки1945
Построен1947
1-й полёт19.05.1947
ИспытателиН. С. Рыбко
Начало гос. испытаний1947
Принят на вооружение1947
Обозначение NATOBull

 

Транспортные, Антонов Ан-26. Транспортные, Антонов Ан-3. Транспортные, Антонов Ан-70. Григорович И-Z. Транспортные, Антонов Ан-72. Транспортные, Антонов Ан-8. Транспортные, Ильюшин Ил-114.


Главная Самолеты

0.012
Яндекс.Метрика