Доставка цветов в Севастополе: SevCvety.ru
Главная Самолеты


Самолёты, Специальные, Туполев Ту-163




Еще на стадии проектирования рассматривались различные возможности увеличения дальности Ту-16, в т.ч. внедрение системы заправки топливом в полете. В начале 50-х гг. первый вариант системы крыльевой заправки был отработан на Ту-4 и частично освоен ВВС. Хотя общее количество заправщиков и заправляемых самолетов не превышало десяти машин, полученный практический опыт позволял надеяться на успешное переоборудование Ту-16 в кратчайшие сроки.


17 сентября 1953 г. вышел приказ МАП №44, который предписывал ОКБ-156 А.Н.Туполева и всем другим самолетостроительным коллективам впредь проектировать все бомбардировщики только с системой заправки топливом в полете.


ОКБ-918, которым руководил Главный конструктор С.М.Алексеев, предписывалось продолжить работы по созданию стандартного оборудования заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А.Н.Туполева. Систему требовалось предъявить на госиспытания в 3-м квартале 1954 г.


26 мая 1954 г вышло очередное Постановление Совета Министров №1013-438, а 3 июня — соответствующий приказ МАП №354, согласно которым задавалась скорость перекачки топлива 2000 л/мин, а срок предъявления на Госиспытания переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали в период лета-осени 1954 г. передать промышленности три серийных Ту-16 для переделки в самолеты-заправщики.


Для этого были выделены первые серийные Ту-16 №1880001 и №1880101 куйбышевского авиазавода. В дальнейшем в опытный самолет, предназначенный для исследований возможности дозаправки по крыльевой схеме МиГ-19, был переоборудован и Ту-16 №1880301. Однако проведенные в 1955—1956 гг. испытания показали нецелесообразность применения такой системы для дозаправки истребителей.


Вариант крыльевой заправки, принятый для Ту-16, отличался от разработанного для Ту-4. Заправщиком являлся переоборудованный серийный бомбардировщик, причем в случае необходимости в полевых условиях можно было провести обратную операцию путем освобождения грузового отсека от заправочного «хозяйства» (в дальнейшем с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки были сняты, и они утратили возможность обратного переоборудования). Та часть системы заправки, которая устанавливалась на заправляемом самолете, имела небольшой вес и не ухудшала его аэродинамики.


Первый заправщик предъявили на испытания в 1955 г. Доводка системы заняла почти полтора года, и, начиная с 1957 г., ее начали устанавливать на Ту-16 на всех трех выпускавших его заводах. В общей сложности, согласно документам ОКБ-156, в качестве танкеров для крыльевой заправки было оборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим документам, всего — 46). Заправщики назывались Ту-16 «Заправщик», Ту-16(3), Ту-16Ю, а также — изделие «НЗ».


После непродолжительного времени обозначение Ту-16(3) стало применяться без скобок — Ту-163. Для приема топлива в воздухе был доработан 571 самолет, что составило более трети от всего числа выпущенных Ту-16. Заправляемые Ту-16 различных модификаций имели в своем названии дополнение «ЗА» («заправляемый»). Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т.д. Однако со временем это дополнение отпало, т.к. в строю остались практически только заправляемые самолеты.


Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел7
Размах крыла, м33
Длина, м34.8
Высота, м10.4
Площадь крыла, кв.м164.65
Масса пустого самолёта, кг37730
Масса нормальная взлётная, кг72000
Масса максимальная взлётная, кг79000
Тяга нефорсажная, кгс19000
Масса топлива нормальная, кг36000
Максимальная скорость, км/ч992
Крейсерская скорость , км/ч780
Перегоночная дальность, км5000
Дальность действия, км4800
Боевой радиус действия у земли, км2500
Практический потолок, м14500
Полезная нагрузка9800 кг топлива


Двигатели
ВариантТипМодельКол-воТяга нефорсажная одного, кгс
1ТРД РД-3М29500


Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаАМ-23232 


Классификаторы
Базовое применениеСпециальный
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ крыле
Период1945-1964
Базовое применениеТопливозаправщик


Дополнительная информация
КонструкторТуполев А. Н.
КБОКБ-156
Индекс КБТу-16(3)
Индекс ВСТу-163
Начало разработки1954
Построен1954
1-й полёт1955
Начало гос. испытаний1955
Принят на вооружение1957
Период1945-1964
ВыпускСерийный
Произведено571

 

Яковлев Як-7. Albatros D.I. Ansaldo A.1 "Balilla". Bell P-63 "Kingcobra". Fokker D.XI. Halberstadt D.I. LFG Roland D.II.


Главная Самолеты

0.0137
Яндекс.Метрика